Консультирование vs глубинная терапия. В чем разница?
Разницу между консультированием и терапией важно понимать специалистам - психологам и клиентам, которые обращаются за помощью. От этого зависит контракт, который заключается между клиентом и специалистом, то, как будет проходить работа, какой результат стоит ждать от встреч и как скоро.
В консультировании в центре внимания психолога и клиента – проблема/сложность
Человек в какой-то степени инструмент, чтобы ее разрешить. Это локальные и ограниченные по времени задачи:

- «Как публично выступить»

- «Как пережить авиаперелет»

- «Как пройти собеседование»

Консультант будет поддерживать важность выполнения задачи, искать ресурсы, обращаться к прошлому удачному опыту, обсуждать реалистичность страхов, предлагать техники, как справиться в моменте с тяжелыми состояниями.

Замечаете, что нет вопросов, зачем это человеку? Так ли это важно? Можно ли не выступать /не лететь/не проходить собеседование?

Есть задача и нужно ее выполнить. Консультант не будет глубоко задумываться над тем, пришел клиент вовремя или нет, как он говорит, какие чувства вызывает, как сам консультант чувствует себя рядом с этим человеком. Для задач консультирования это неважно.
В терапевтическом процессе в центре внимания - человек и его внутренний мир
Проблема, которую приносит клиент – это повод подумать, как он живет человек. Понаблюдать, как сложность отражает внутренние конфликты.

Терапевт увидит в запросе «как публично выступать» рассказ о внутреннем конфликте: клиент хочет что-то рассказывать, демонстрировать и есть глубокое сопротивление этому. Возможно это тревога, стыд или страх зависти, или что-то другое пока не названное.

Запрос о страхе авиаперелета вызовет вопросы о контроле и доверии. Терапевт предположит, что есть желание довериться другому, не только в вопросе авиаперелетов, и невозможность отпустить контроль.

В желании пройти собеседовании могут подняться вопросы принятия и отвержения. Очень хочется стать частью какого-то сообщества, и есть страх, что не примут.

Дальше терапевт с клиентом будут размышлять, в каких сферах еще проявляются подобные конфликты, чтобы увидеть системный характер проблемы.

Параллельно терапевт будет думать о символическом смысле запроса, как он отражает переживания клиента в кабинете:

- как обращение за помощью и разговор с терапевтом воспринимается как пугающее публичное выступление, о чем-то клиент хочет рассказать здесь, в кабинете, и не может,

- что терапия как место, где нужно довериться процессу, чтобы оказаться в новом для себя месте и состоянии, может пугать не меньше чем авиаперелет,

– как клиент от первых встреч ждет от психолога оценку себя и боится быть «непринятым на работу», как это случается на собеседовании.

Терапевт будет внимательно следить за своими реакциями в присутствии клиента, будет ли он чувствовать напор и требовательность от клиента или его нужду и желание позаботиться. Все эти наблюдения не связаны напрямую с первоначальным запросом, но крайне важны для понимания личности человека, того, как он строит отношения вне кабинета и с каким сложностями сталкивается.
Made on
Tilda